Способны ли мы
еще раз «умереть за Сталинград»?..
Война настоящая
и «война в 3D» – это две большие разницы:
хотим ли мы вообще знать правду о войне?
Узнаем ли мы ее вообще когда-нибудь?..
После премьеры
«Сталинграда» одного из ветеранов
спросили – а что он помнит о тех страшных
днях?.. И он ответил: «Я помню, что страшно
хотелось пить, а воды не было – мы
заворачивали в платок мокрую глину и
сосали ее, утоляя жажду...»
Но в фильме,
конечно, ничего этого нет...
Я хочу, чтобы
вы меня правильно поняли – я действительно
горд, что и мои 200 рублей упали в копилку
этого фильма: за последнее время я давно
не расставался с деньгами с таким
чувством «полного удовлетворения».
Сама тема, по сути, оправдывает все – в
любом случае, 30 миллионов $ потрачены
не зря.
Народ это понял
и «отбил» выделенную государством сумму
за первые две недели показа: и если мы
не сможем гордиться самим фильмом, то
мы можем гордиться собой!..
Фильм затронул
лучшее, что есть в нас, заставил нас
сострадать, а значит, «Сталинград» –
это то, за что нам никогда не будет
стыдно...
Но при всем при
этом я, конечно, ждал большего - я вышел
из зала с громадным количеством вопросов
и чувством, что мне что-то недодали.
Большие фильмы порождают большие
сомнения – мы судим их по особому счету:
ведь не рассчитывал же серьезно Федор
Бондарчук, что святая тема оправдает
все!..
Вернувшись
домой, я продолжал размышлять над
увиденным на экране и, наконец, понял,
что меня мучает: о какой войне этот
фильм?.. И вот мой ответ – этот фильм
просто о какой-то войне!..
Война, в
представлении автора, это столкновение
героев: кто-то героем родился, кто-то
героем стал – и в этом великое упоение
и великая романтика войны. Простых людей
она превращает в героев...
«Сталинград»
– фильм исключительно эпический,
сценарий его писал современный Гомер:
«троянская война» с Гектором и Ахиллесом,
Одиссеем и Гераклом может продолжаться...
и в Сталинграде – это, по сути, одна
большая и бесконечная война!..
Но эта война не
между Добром и Злом: в эпической войне
есть только герои, а они не могут быть
плохими и хорошими – и побеждают в этой
войне не справедливые и чистые, а... самые
жестокие из всех...
Немецкий офицер,
блестяще сыгранный Томасом Кречманом,
воскликнул в отчаянии: «Я не могу принять
эту войну, потому что в этой войне
стреляют в спину!»... До Сталинграда он
считал себя просто солдатом, а войну
считал своим ремеслом: он стрелял не в
людей, а в некоего обезличенного
противника.
В Сталинграде
он понял, что попал в Ад, а это, на самом
деле, хуже любой войны – он вдруг осознал,
что выиграть эту битву сможет не тот,
кто сильнее, а тот, кто станет беспощаднее
своего противника.
А у этой пропасти
– жестокости, зла и насилия! – нет
предела и дна: в нее можно падать
бесконечно – и вот так вчерашний солдат,
эпический воин-«берсерк» начал
превращаться в монстра...
И вот первый
«стоп-кадр» – а кому мы сейчас осчувствуем?
Кому сопереживаем?.. Мы сопереживаем
немецкому офицеру!..
К сожалению,
образы наших солдат у режиссера очерчены
одной тусклой краской – наши, мол, и
все. И на этом сером фоне яркий образ
врага выделяется еще больше – тем более,
что, к сожалению, актерский уровень
наших «сериальных» звезд и крепкого
голливудского профессионала оказался
несопоставимым: Томас Кречман один
переиграл их всех!..
Еще больше
впечатляет, с какой внутренней
брезгливостью Федор Бондарчук вывел
образы тех, кто «не вписался» в эту
великую войну: не ушедшее из Сталинграда
население, снующее, как крысы, по подвалам,
потеряло все, кроме природного желания
жить.
Эта безликая
толпа ради возможности жить готова
принять все: ее символ – мальчик, который
всегда с готовностью новоявленного
холуя встречает немецкого офицера
приветливым «Хайль Гитлер!» В конечном
счете, этот «угодливый» малыш выводит
из себя даже немцев – даже они не могут
принять это лживое «счастье рабов»!..
Когда немцы
ведут эту толпу для отправки в Германию,
то людей там практически уже нет – один
черный поток, не имеющий лиц. Когда
сквозь этот поток наш «немецкий протеже»
мчится на своем бронемотоцикле, то нам
в этом потоке не жалко никого – кого
жалеть в этой биологической массе?..
Хотел ли этого
Бондарчук или нет, но так у него получилось
– в этом фильме режиссер воевал то на
«той», то на «этой» стороне. И, быть
может, поэтому мы получили, в результате,
самое необычное кино о войне – без
четкого деления на «врагов» и «своих»...
Вопрос только – согласны ли с этим наши
ветераны?..
Даже «ангелы»
в этом фильме появляются с «той», и с
«этой» стороны: у нас ангел белый, а у
них черный – в любом случае, это ангелы
смерти, которые приходят к воинам
незадолго до их гибели.
Это самая фркая
сакральная символика фильма: две девушки
появляются одновременно в жизни наших
героев, по сути, чтобы спасти их души,
но удается это только «белому ангелу»...
Инфернальность
девушки, живущей в полуразрушенном доме
посреди великой битвы – не вызывает
никаких сомнений. Конечно, это не реальный
персонаж: к людям она почему-то не идет,
в доме, где цементная пыль покрывает
все, чистыми остаются только девушка и
ее постель – чем она питалась все это
время, тоже не совсем понятно. Да и,
собственно, необходимо ли это «ангелу»?..
Ее демоническая
противоположность в образе «падшей
девушки» живет, естественно, под землей,
в подвале, соседствуя с цепляющейся за
жизнь, безликой человеческой массой.
При этом она разительно отличается от
всех – хотя бы своей красотой, внтренним
светом, и за это ее, естественно, никто
не любит. Это, впрочем, не мешает собратьям
по беде регулярно отнимать у нее еду –
ведь она «подстилка» немецкого офицера!..
При этом даже
«падший ангел» сохраняет свою чистоту
и несет любовь, но спасти грешника ей
не удается – она гибнет, и вместе с ней
погибает душа того, кого она пыталась
спасти.
Еще один
интересный сакральный символ фильма –
это башня, в которой «нет войны», некая
территория счастья. Пожарная башня без
крыши – это, по сути, «лестница в Небо»,
некий зиккурат, обращенный к Богу, в
котором можно вновь обрести себя – даже
небо над этой башней другое.
Именно туда
уходят ангелы, но герои туда уйти не
могут – потому что герои должны
умереть!..
И вот здесь –
там, где, казалось, режиссер наконец-то
нащупал что-то невероятно тонкое:
Бондарчук начинает совершать одну
грубую ошибку за другой – день рождения
девушки, которое празднуют все за
несколько часов до своей гибели, «слишком
красиво, чтобы быть правдой».
Я верю, что
советские бойцы-разведчики могли выпить
за здоровье красивой девушки фронтовые
сто грамм – но чтобы принести ванну,
налить в нее горячую воду и устроить
для нее «омовение при свечах»!.. Это все,
что угодно, какой-то сон, навеянный
наркотическими вечеринками на Рублевке,
но только не эпизод из «битвы за
Сталинград»!..
Тонкий психологизм
фильма исчез, выдавленный пошлым пафосом
– чего стоит финальная «дуэль» между
двумя главными героями, когда они
сближаются друг с другом с пистолетами
в руках?.. Они стреляют друг в друга без
остановки, как в каком-то дешевом
вестерне!..
Фильму не хватает
психологического объема – хотя он и
снят в 3D, но это не одно и то же. Камера
работает в одной плоскости, почти нет
крупных планов – лица у актеров какие-то
мертвые изначально: единственное
интересное лицо – это лицо старого
солдата, сыгранного актером Назаровым.
Он появляется на 20 секунд, но запоминается
надолго – и, может быть, это единственное
живое в этом, по сути, полностью
компьютерном проекте...
И еще о лицах –
любое большое кино запоминается мелкими
деталями: а здесь в одном из кадров
прошел очевидный ляп – солдат улыбается,
и на его закопченном лице сверкают...
великолепные зубы актера Смолякова.
У нашего солдата
в 1943 году, обычного советского солдата
«из крестьян и рабочих», просто не могло
быть таких «голливудских» зубов!..
Комментариев нет:
Отправить комментарий