суббота, 30 ноября 2019 г.

Путеводитель для Эстета - 4

вам бы здесь побывать

Еще один «подарок судьбы»: надо же такому случиться, что в тот же день и тот же час, когда мы с супругой появились на «Арт­-галерее», любимой нашей «ярмарке искусств» – там же появился... легендарный Владимир Васильев, наша балетная звезда 70­ых, непревзойденный Спартак. Это просто наваждение какое-­то: ты плутаешь по лабиринтам выставки, и вдруг перед тобой появляется человек-­эпоха, и ты протягиваешь ему руку и, теряя голос, надрывно вопрошаешь – а как вы здесь? почему вы здесь?..

А он, седой, но очень обаятельный, по-детски открыто улыбается тебе и без всякой звездности объясняет: «А вот сказали, что проводится хорошая выставка – решил посетить. Она ведь ежегодная у вас?..» Оказывается, Маэстро сотрудничает с нашим казанским театром оперы и балета и готовит к своему 80-летнему юбилею постановку «Реквием» на музыку Моцарта – премьера назначена на 14-15 апреля будущего года. «А вы появитесь на сцене?» «Конечно, появлюсь – обязательно приходите!..»

Теперь по выставке мы пошли вместе – я чуть ускорился, добежал до мастерской Рустема Хузина (в прошлом – преподавателя моего сына) и предупредил о появлении Маэстро: «Подарите ему ваш «булгарский» альбом!..» Владимир Викторович опять-таки очень внимательно посмотрел все работы и сказал: «Все это очень здорово, но мне в вашей живописи не хватает смелости, какого-то блеска...» И это в точку – такова уж живопись Рустема Хузина: он работает в манере старых мастеров, пишет на исторические темы.

Я побежал дальше, и на экспозиции Таткнигоиздата обнаружил энциклопедию «Русский балет» – жена быстро нашла страничку о Васильеве, и мы предложили взять автограф прямо на альбоме. Но женщины с выставки испуганно возразили: «Нет, альбом не дадим! Он дорогой!..»

Возвращаемся и застаем Владимира Васильева в полном одиночестве – вот он, наш «звездный миг»: «Можно, я сфотографирую вас с супругой?..» «Конечно, можно!» – он дружески приобнял ее за плечи, и «снимок века» готов!..

А потом я шел, переполненный впечатлениями, и думал – почему на сцене он казался мне какой-то глыбой, настоящим титаном?.. Ведь, на самом деле, Владимир Васильев даже ниже меня ростом: вот оно, волшебное преображение и магия искусства!..

Осенний концерт Олега Митяева в Казани имеет для меня свою мистическую предысторию – еще в августе, отдыхая в отрогах прекрасного марийского озера, я вдруг неожиданно сказал: «А почему бы Олегу Митяеву не приехать этой осенью в Казань и не выступить в зале Филармонии?..» И что вы думаете? Только я вернулся с отпуска, как весь город был уже в афишах концерта Олега Митяева – и именно в зале Филармонии. Бойся желаний своих!..

Наш любимый бард всю жизнь поет, по сути, одну и ту же песню в разных интерпретациях вальса, но при этом мелодическом однообразии никому не надоедает. А почему, казалось бы?.. Все дело в том, что поэзия Олега Митяева – это какое-то наше общее романтическое альтер-эго, какая-то сакральная зона нашей души. В этот раз он привез в Казань новую программу под названием «Никому не хватает любви», и здесь сказалось его поэтическое своеобразие – звучит, вроде бы, орфографически неправильно, а, с другой стороны, как сказал мэтр, вся поэзия приходит с небес – имею ли я право исправлять то, что дано свыше? Этот альбом родился от странного события – в школе его дочери вскрыли «капсулу времени», где вынули текст, начинающийся с обращения: «Дорогие товарищи! Мы завидуем вам, потому что вы живете во время развитого коммунизма!..» Знали бы они, что уже давно нет никаких товарищей, и коммунизм забыт, как общественная иллюзия. И вот, из этого противопоставления славного прошлого и нереализованного будущего и родились новые песни Митяева.

А еще он, наконец, написал песню про Казань – на каждом концерте ему посылали записку: «Почему нет песни о Казани?» – добило его окончательно следующее послание: «Вы как-то сказали, что не пишете песню о Казани, потому что у вас пока нет ярких впечатлений. Так вот – я согласна...» После этого Митяев уже не мог тянуть с созданием песни и спел ее на этом концерте...

А что еще его связывает с Казанью?.. Он вспоминает, как однажды на квартире известных казанских поклонников искусств собрался весь цвет авторской песни – Булат Окуджава, Юрий Кукин, Визбор, Леонид Сергеев и молодой Митяев. «Это было так удивительно видеть, как взрослые уже люди балагурили всю ночь, как дети!..» Еще он почему-то запомнил анекдот про Шаймиева и Путина...

Олег Митяев – кладезь смешных историй и мастер по созданию непринужденной атмосферы в зале. Чего стоит его история о посещении Большого адронного коллайдера?.. Его с друзьями туда провели по знакомству – вышел техник, извинился, что коллайдер в очередной раз сломался, потом вернулся с куском кабеля от коллайдера и отдал его им на сувенир. Они разрезали его на три части, и теперь у каждого в доме есть частица «параллельного пространства»...

После концерта мэтр без всякой пафосной звездности устроил автограф-сессию: я встал в конец очереди со своим пиратским MP3. Когда дошла очередь до моего диска, Митяев поднял его над головой и громко объявил: «А диск-то пиратский!..» Все с негодованием посмотрели на меня. Потом, после паузы: «Диск пиратский, но отличный!.. У меня такой тоже есть в коллекции». Так что после такой оценки мэтра ко мне подошли ярые поклонники барда и спрашивали, где купить такой удивительный диск, и сколько он стоит. На прощание я подарил Митяеву один из номеров «Отражения» и спросил: «А почему вы не пели мою любимую песню «Царица Непала»?..» Мэтр только устало махнул рукой: «Ну, не дошел до нее, извините...»

По легенде, Джон Леннон сказал про них: «Играют, как дети, а поют, как боги!..». Поэтому у каждого нового поколения «Песняров» – всегда одна проблема: соответствие первоначальному звучанию. А в год 50-летнего юбилея знаменитого бренда – требования только увеличиваются. И поначалу казалось, что гарные хлопцы с этим не справляются – мой друг, услышав на казанском выступлении «Песняров» в зале Филармонии новый вариант «Березового сока», огорченно резюмировал: «Нет, не то!..»

Однако выводы были сделаны поспешно – с каждой минутой их хрустальные голоса звучали все более уверенно. Волнение ушло – и вот уже весь зал задушевно пропевает знаменитую «Вологду», а исполнение «а капелла» народной белорусской песни окончательно «добивает» моего скептически настроенного друга, который вскакивает с места и скандирует: «Браво!..» Золотые хиты «Песняров» чередуются с новыми обработками старинных казачьих песен, рок-увертюра Мулявина «Крик птицы» сменяется... полонезом Огинского, которого они также как-то умудрились спеть!..

Уже после концерта ребята терпеливо фотографировались с каждым желающим и не менее терпеливо раздавали автографы, а мы приготовили свои «каверзные» вопросы – я спросил, общаются ли они с ветеранами и основателями «Песняров», и получил ответ, что на регулярной основе, а друг спросил: «Почему вы не спели знаменитую «Алесю»?», и получил ответ, что это, к сожалению, песня «Сябров»...

В 1984 году первые советские двойники «Beatles» – группа «Блиц» из Тбилиси – с большим шумом проехались по стране: и если в Казани их выступление прошло спокойно (подтверждаю как зритель), то в Ленинграде – «битломаны» попали под жестокий разгон милиции, о чем свидетельствует Алексей «Рыба» Рыбин, один из основателей «Кино», в своих мемуарах...

Следующих двойников легендарной «ливерпульской четверки» я увидел только... через 35 лет – официальная трибьют-группа «Beatlove» дала концерт в зале казанской Филармонии 7 ноября. Мой первоначальный скепсис улетучился с первых минут: во-первых, ребята действительно очень похожи, во-вторых – исполняют «один в один», в-третьих – их выступление стало настоящим спектаклем, подлинным путешествием в славные 60-ые. В ходе своего «аутентичного шоу» ребята переодевались три раза, а в перерывах на создание новых образов показывали кинохронику тех лет – вьетнамская война, показы мод, первые заезды «Формулы-1», рекламные ролики. А начиналось представление со стилизованного сообщения по радио «Маяк» о начале «битломании»: «На все это мы должны ответить новыми достижениями советской культуры!..»


Но самая главная изюминка выступления «Beatlove» – это то, что они вживую исполняли хиты своих великих протеже, которые... никогда со сцены не звучали!.. Дело в том, что в 1966 году «Битлы» завершили концертные выступления, став чисто студийной группой – исключая эпизодическое появление на крыше студии «Abbey Road». Именно это и делает шоу подобных групп уникальным – они показывают то, чего никогда не было и не будет!..

После концерта – шикарная автограф- и фотосессия в вестибюле, вызвавшая настоящий ажиотаж с толканием и давкой. Я попросил расписаться прямо на авторизированной биографии «Beatles» Хантера Дэвиса (главной книги «битломанов»!) – каждый напротив своего образа – и немного поболтал с ребятами о «Блице», об отчислениях с концертов «на карточку Пола Маккартни», о том, трудно ли играть на гитаре, если ты левша, и т.д. Лучшие фотографии, конечно, получились у сына – ведь он сам был в образе «четверки»: «битловские» сапоги, узкие брюки, тонкий галстук. А с братом мы сфотографировались на фоне картонных «битлов» – ну, и чем мы хуже?..

И вот, когда с криками «Beatles» – forever!» мы тепло попрощались, то меня как будто током ударило – я же хотел им подарить номер «Отражения» со статьей о тайнах и загадках «Beatles»!.. Возвращаюсь в зал, но ребят там уже нет – встретил парня из организации концерта, объяснил ситуацию: он пообещал передать им газету уже в аэропорту – очень удивился моей просьбе.

Но приключения волшебного вечера на этом не закончились: я вдруг вспомнил, что в метро висит афиша этого концерта, и решил... забрать ее – ведь мероприятие уже закончилось. Однако на нужном месте плаката не оказалось – обидно, черт!..

Обратился к охране, потом нашел нужную сотрудницу: и вуаля – все мои безумные старания были вознаграждены прекрасным артефактом, который дополнил уголок «Beatles» в моем кабинете.

Кстати, на ноябрьской «Арт-галерее» я познакомился с рукодельницей, которая изготовила и выставила на продажу тряпичные куклы «Beatles» – и за полный комплект она просила 10000 рублей! Я, к сожалению, не потянул...

Комментариев нет:

Отправить комментарий