пятница, 29 июля 2016 г.

Мой джинсовый бог

молодость, по сути, не нуждается ни в чём!.. 

«Lee», «Wrangler», «Montana» и «Jordache», «Rifle» и «Dallas» – и, конечно, «Levi's», «Levi's» и еще раз «Levi's»!.. Джинсы помогали нам становиться собой, джинсы давали нам шанс на внутреннюю свободу. Со временем они, как и все «родом из СССР», утратили свою сакральность: божественное стало повседневным. И многим кажется, что это хорошо.
А, может быть, это только так кажется?..


Одна моя знакомая рассказала мне, как купила себе первые джинсы – на толкучке, конечно, за 200 рублей. Деньги, по тем временам, безумные – пришлось подрабатывать по вечерам и отказывать себе во всем в течение года. И вот вожделенная цель достигнута!.. Но радость была недолгой – папаша заснул с зажженной сигаретой в руках и... прожег драгоценный артефакт.
Прошло уже более тридцати лет, а эмоции в этом рассказе свежи как вчера – и мне показалось, что она так и не простила своего отца за этот случайный проступок. Наверное, хотела простить – но до конца не смогла!..

Обладание джинсами иногда могло разрушить жизнь – не верите?.. Один мой одноклассник, неплохой, по сути, парень, четыре года в школе проходил в одном и том же затертом форменном костюмчике. Какие там джинсы!..
И вдруг, уже в институте, ему какой-то вузовский фарцовщик доверил перепродать джинсы в кругу знакомых – да джинсы не простые, а уж очень модные: не классика какая-то, а бананы «Super Perry's» – о таких тогда мечтала вся Казань.
И что же в итоге?.. Мой приятель... просто стал носить их сам, не пропуская ни одной местной дискотеки. И все у него пошло как в сказке – красивые девчонки, новые знакомства. Через год удачно женился – но джинсы, рано или поздно, пришлось отдавать. Да еще, кажется, при этом он изрядно получил по хитрой физиономии.
Обман раскрылся, дым иллюзий рассеялся – еще через месяц ушла жена. Друг за другом умерли брат и мама, он начал пить, себя в этой жизни так и не нашел. И, в конечном счете, умер, не дожив и до 35-ти...
Джинсы тут выступили неким «Святым Граалем» судьбы, неким «ключом от рая» – потерял его, и, значит, потерял все навсегда. Что сейчас может иметь такое значение?.. Что может иметь такую духовную силу?..

А я свои первые джинсы вообще... сшил себе сам. Все было сделано на невероятном эмоциональном всплеске – и поэтому почти получилось. Но началось все с того, что папа купил мне в 13 лет... оранжевую кожаную куртку. Представьте себе – ты живешь на рабочей окраине, где даже панельные многоэтажки можно пересчитать по пальцам, и вдруг у тебя здесь, в этой дыре, в конце 70-ых, появляется оранжевая кожаная куртка (?!)
Естественно, что к ней просто «до зарезу» нужны были джинсы – иначе все становилось бессмысленным. И я неожиданно нашел в своих детских вещах что-то очень похожее на джинсы – правда, брюки эти были безнадежно короткими. И тогда я решил просто «нарастить» их снизу джинсовой тканью, вывернутой наизнанку – так подгибают джинсы даже сейчас, если возникает необходимость увеличить длину.
Я где-то купил два маленьких отреза джинсовой ткани – и пришил их так, как мог. Вся операция длилась несколько часов – зато уже вечером я мог наслаждаться шоковым эффектом, встретив на улице своих одноклассниц. Мне кажется, они удивились бы меньше, встретив «снежного человека» – так за мгновение ока ты из полного нуля превращаешься в глазах девчонок в героя своего времени!..
Но кончилось все печально – я имел глупость рассказать о своих псевдоджинсах и способе их изготовления своему приятелю, а он, конечно, быстро распустил эту новость по классу. И все – больше я ни оранжевую куртку, ни мои первые «джинсы» не надевал!.. Ладно еще, что смеялись надо мной не так долго...

Следующие джинсы достались мне уже от брата – он их купил на талоны в магазине для молодоженов (были когда-то у нас и такие магазины!). Потом брат заносил их до невозможности, а отдал их мне при условии, что я для него... оформлю справку на посещение бассейна. Мне было несложно – и вскоре я уже щеголял в университете в индийских джинсах «Avis» от брата.
И жизнь реально изменилась!.. В джинсах я уже мог спокойно вести дискотеки и организовывать полуподпольные вечера в университетской общаге под тематическим названием «30 лет рок-н-роллу». Джинсы дали мне ту толику организационной самоуверенности, которой мне поначалу не хватало.

Но трагедия была в том, что они лопались по швам на мне со страшной скоростью не по дням, а по часам – мы сели с братом в поезд и поехали в Москву с твердой решимостью купить себе джинсы в пределах имеющейся суммы. То есть, в 1984 году мы были настолько наивными, что хотели купить себе фирменные джинсы в магазине за 40 рублей. Наивных мечтателей, конечно, любит Бог – но не до такой же степени!..
И все же мы вернулись в шикарных вельветовых приобретениях – а как нам это удалось?.. А просто в универмаге «Москва» мы случайно зашли... в женский отдел – и с удивлением обнаружили, что на прилавке совершенно свободно лежат шикарные итальянские джинсы 48-50 размера. Разница между мужскими и женскими джинсами только в направлении молнии на гульфике и расположении пуговицы, а значит – разницы практически нет!.. Зато эффект был как от разорвавшейся бомбы – плохо только, что брат поначалу комплексовал от того, что на пуговице его вельветок было написано... «триппер». Просто мало кто в Казани прочел бы это как «охотник»...

Конец 80-ых – и я пытаюсь себе добыть так называемую «варенку». Новомодный продукт пытаются делать только что появившиеся кооперативы – вполне приличные «варенки» в 1988 году я купил в обычном универмаге в Курске. Но вскоре в Казани появляется что-то новенькое – вместе с появившимися в городе вьетнамцами, работающими на местной швейной фабрике. Цены у них кусаются для студента, но удается договориться – куртка от одного костюма, джинсы от другого. В результате, получаю скидку – и вот я уже одет, по выражению моего друга, как «типичный советский кооператор».
Вскоре я даже зимой хожу в «варенке» – так как появились первые джинсовые зимние куртки. Купить ее, опять-таки, по доступной цене удалось в знаменитом марийском Волжске – городе образцового социалистического обеспечения. В этом модном прикиде я начинаю, кстати, работу над первым номером «Отражения» – вот откуда я черпал свое вдохновение!..

90-е годы дали возможность покупать джинсы там, где их всегда делали – первые свои «Levi's» я купил на Мальорке, а рубашку «Lee» – на Крите. Я долго торговался со вспыльчивым греком: брал бумажку и писал свою цену, он зачеркивал и писал свою – в конце концов, всего через полчаса сошлись на 30$. Черную куртку «Levi's» я уже покупал в Казани в фирменном магазине «Levi Strauss» на Баумана – вот так изменилось время!.. Качество у куртки потрясающего свойства – достаточно сказать, что я ее ношу до сих пор, а она все как новая.

Помню, какое потрясение я испытал, когда в 1992 году в открывшемся филиале столичного универмага «Люкс» в Казани начали продавать австрийские джинсовые костюмы волшебного небесного цвета – однажды я не выдержал этой пытки и на все имеющиеся в доме деньги купил себе этот божественный джинсовый костюм, волшебный белый плащ из Кипра и первый свой видеоплеер «Akai», который, кстати, работает до сих пор.
Это сейчас одежда, обувь, техника, посуда, детские игрушки и даже машины – наши верные попутчики, не оставляющие никакого следа в нашей жизни уже через пару лет. Все делается с расчетом, чтобы максимум за два года превратиться в мусор – но еще 20 лет назад все было по-другому: далеко не все делалось в Турции и Китае!..
Сейчас только ленивый не поминает 90-ые плохим словом – а вы спросите у любого мастера по ремонту стиралок: какие агрегаты работают до сих пор? И какие машины они рекомендуют чинить до предела?.. Только те, что были сделаны до 1999 года – вот так. В этом отношении я «человек 90-ых» – и даже горжусь этим, быть может, я единственный такой чудак в стране.

Уже в «нулевые» в России просто не стало брендов, а джинсы превратились в обычную линялую тряпку синего цвета – не более того. Молодежь это устраивает, а меня, конечно, нет. Я стал было поклонником «Colin's» – но чем они сейчас торгуют?.. Страшно смотреть, как выродились «Gloria Jeans» – у меня есть их вещи из 90-ых, то, с чего они начинали, и это действительно было хорошо.
Недавно я купил свой очередной, третий «Levi's» (второй мне привез друг из Праги) – хорошо сделанный турецкий «Levi's», по сезонным скидкам в «Indiana Jeans». Но кто скажет, что с ними будет уже после первой стирки?..

Нас, адептов «джинсового бога», еще можно узнать в этом городе – по особым праздникам мы продолжаем приносить ему свою жертву. Однажды на музыкальном фестивале ко мне подошла группа молодых и спросила: «Вы были на Вудстоке?..»
Когда состоялся легендарный рок-фестиваль в Вудстоке мне, на самом деле, было всего три года, но я без паузы ответил: «Конечно, был! Как сейчас помню...»

5 комментариев:

  1. Изумительно написано! Все верно! У каждого, наверное, из нашего поколения своя история первых джинсов, которая хорошо помнится. Какое неописуемое счастье было носить их!

    ОтветитьУдалить
  2. Артур, молодчина! Ты всегда сам был интеллектуальным брендом нашего поколения!

    ОтветитьУдалить
  3. Артур, молодчина! Ты всегда сам был интеллектуальным брендом нашего поколения!

    ОтветитьУдалить
  4. Взаправдошно, живо, с юморком! Артур, ты в хорошей форме, желаю тебе больше читателей. ты этого заслуживаешь! Спасибо тебе за приятные воспоминания о нашей джинсовой молодости)

    ОтветитьУдалить
  5. Взаправдошно, живо, с юморком! Артур, ты в хорошей форме, желаю тебе больше читателей. ты этого заслуживаешь! Спасибо тебе за приятные воспоминания о нашей джинсовой молодости)

    ОтветитьУдалить