суббота, 2 января 2021 г.

Путеводитель для Эстета - 6

вам бы здесь побывать!.. 

 
«Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!..» Хорошие новости должны приходить неожиданно, тем более, что их в этом году не так уж много. А новость такая – картина моего сына, Тимура Гафарова, дипломная работа после окончания Казанского художественного училища с символическим названием «Отражение» (!!) вошла в этом году в экспозицию проекта «Эмпатия» – в рамках выставки к 125-­летию Казанской художественной школы... 
 
Обзор коллективных достижений за последние 50 лет – 120 лучших дипломных работ и 30 картин преподавателей: и, к тому же, картина сына стала единственной в выпуске 2011 года – это ли не успех и не объективное признание?.. Тем более, что картины молодых художников соседствовали с произведениями мэтров – зал Николая Фешина, несколько залов Баки Урманче и целый этаж Хариса Якупова!.. Три этажа галереи «Хазинэ» представляли собой настоящий карнавал стилей, идей, задумок и методов – от классической живописи конца 19 века через соцреализм к философской манере молодых. Жаль лишь, что по трем этажам в наше появление хаотично бродили не более десяти посетителей – выставке, конечно, просто не повезло из-за ситуации с пандемией. Она не получила должной рекламы, а по эстетическим ценностям была, конечно, достойна гораздо большего внимания городской публики.
 
Хорошо еще, что по итогам экспозиции в октябре был создан тематический выпуск журнала «Казань» – с «Эмпатии» в обзор журнала вошли только 14 работ: и в том числе, опять-таки, картина сына!.. Быть может, это благодаря тому, что главным художником журнала является Григорий Эйдинов – наш добрый друг и учитель-наставник.
 
А вот выставке «Матисс, Пикассо, Шагал» из запасников Эрмитажа, застрявшей в Казани из-за пандемии до середины октября, на внимание жаловаться не приходилось – публика обожает громкие имена. А на деле многие ушли разочарованными – одна картина Пикассо и несколько литературных иллюстраций Шагала. Русская подруга Матисса подарила в свое время Эрмитажу несколько десятков его рисунков – они выставляются чуть ли не впервые. Но меня больше впечатлила живопись немецких и итальянских художников 30-ых годов – на одной стене соседствовали любимцы Гитлера и Муссолини и те, чье творчество было запрещено во время фашистской диктатуры...
 
А потом Казань снова решили «испытать на прочность» современным искусством: перед новым ТЦ «KazanMall» установили скульптуры известного московского художника Дмитрия Каварги. Композиция носит название «Атлеты неофутуризма»: пять загадочных сюрреалистических фигур – «Вратарь», «Судья», «Защитник», «Нападающий» и «Капитан» – состоят из аморфной биомассы, геометрических объектов и... бюстов большевистских вождей.

У общественности смелая экспозиция вызвала неоднозначную реакцию: кто-то воспринимает необычное творчество Каварги позитивно, другие – как провокацию, третьи не видят в нем художественной ценности. Но
равнодушным «Атлеты» не оставили никого!..

На выставку мэтра русского авангарда Павла Филонова мы с сыном пошли по «контрамарке», которую я получил в качестве поощрения за поэтический конкурс прошлого года. Я было опасался, что возникнут сложности, но милые смотрительницы галереи приняли нас с распростертыми объятьями. Только мы попали в зал, как началась видеоинсталляция, оживляющая полотна Филонова – потрясающее зрелище!.. Движение красок, движение образов – мы посмотрели эту видеопроекцию с двух точек: как бы внутри нее, а потом сверху – и ощущения каждый раз менялись...

Павел Филонов – трагическая фигура на сломе эпох: абсолютный гений, создавший свое направление в живописи, он жил в крайней нищете и умер в 1942 году в блокадном Ленинграде от голода...
 
Мертвый художник лежал на столе в окружении своих картин, как часть какой-то инсталляции в «филоновском» стиле. Картины его дошли до нас благодаря сестре, которая хранила их до мирового признания – сейчас все это «золотой фонд» Русского музея.
 
Филонов был обречен на непонимание, потому что опередил свое время на сто лет – это сейчас никого не удивит работа под названием «Формула Вселенной», а тогда эти духовные искания не вписывались в сталинское «прокрустово ложе»...
 
Только сейчас работы художника нашли своего благодарного зрителя – галерея «не отпускала» нас еще несколько часов, потому что, помимо Филонова, есть зал гравюр Фалька, «восточный путеводитель» Кузнецова, есть Родченко и Машков, а на десерт для эстетов – зал «металлического кубизма» Массимо Гьотти с его расколотыми, как орех, мирами. Быть может, это не просто символ, а предсказание наших трагических времен?..
 
А затем, гуляя по Старотатарской слободе, я встретил Мастера – Воланда у нас встретить проще. «Чеканных дел мастер» Александр Иванов, кряшен по национальности, приехал к нам из Нижнекамска по жизненным обстоятельствам – то есть, по сути, в 65 лет он начал все с нуля. И это далеко не первый крутой поворот в его судьбе – когда-то после службы в армии он, работая инспектором пожарной охраны, встретил своего Учителя – в 1978 году попал в творческую студию Георгия Арчуашвили и только после этого осознал свое настоящее призвание.
 
45 лет творчества, 120 авторских работ, 31 персональная выставка по всему Поволжью и... ни одной проданной работы! Все делом в том, что это главное убеждение Мастера – вся его поразительная коллекция чеканки должна принадлежать или государству, или быть продана одному владельцу. К сожалению, государству его уникальное искусство неинтересно – мэр Казани прошелся по выставке и громко произнес: «Чеканка сейчас не в моде!..» – у нас это звучит почти как приговор.
 
И теперь его удел – крошечная мастерская, где хранится нечто потрясающее: на громадных медных панно – вся история мира от Адама и Евы до... контакта с внеземным разумом. И, конечно, особая гордость Мастера – его циклы по сказкам Пушкина и Тукая, иллюстрация скандинавских саг, булгарских преданий и впечатляющее полотно «Куликовская битва». Он работает по 15 часов в сутки, реализуя свой новый замысел: кованый сундук на юбилей Шаймиева он делал почти 8 месяцев – чуть не ослеп, а получил в ответ... книжку с дарственной подписью автора...
 
Иногда творческий процесс сопровождается мистическими событиями – так, перед началом цикла о Булгарах к нему во сне приходил белый старик. А однажды в его мастерскую зашла шаманка из Якутии и сказала, что его ждет «великая судьба». Работая по ночам в подвале здания Союза писателей, он столкнулся с... полтергейстом – невидимая сила толкала его в спину, и он даже серьезно разбил до крови голову.
 
Его приглашали на семинары и выставки в США, но поехать не удалось – не нашлось 2 тысяч долларов. А сейчас, устав от ушлых арт-агентов из Москвы, он через посредников начал переговоры с бизнесменами из Китая – то есть, мы, по сути, в шаге от потери национального достояния! Последний Мастер уходящего искусства готов отправить свою уникальную коллекцию за рубеж – от отчаяния, от равнодушия окружающих, от банальной нехватки денег!.. Интересно, что когда-то Иван Грозный запретил татарским ремесленникам работать с металлом – а чем руководствуется нынешняя власть?..
 
На прощание я спросил у Мастера – куда он потратит деньги, если «сделка жизни» все-таки состоится: он сказал, что хотел бы купить дом там же, в Старотатарской слободе, в квартале ремесленников – на одном этаже жить, на другом работать и выставлять свои произведения. Вот оно – простое счастье Творца: жить и создавать, не отвлекаясь на бытовые мелочи – ведь жизнь коротка, а творчество бесконечно!..
 
Вот так осуществилось наше очередное «волшебное мистическое путешествие»: если учесть, что в этом году впервые показали наш мультфильм «Мишка» на телевидении, впервые – на экранах уличного кинотеатра, вышло три телеинтервью по этому поводу, наши фотографии поучаствовали в конкурсе Русского Географического Общества и были опубликованы в местной прессе, а моя пожилая мама стала номинантом песенной премии имени Ильхама Шакирова, то трудно назвать этот год провальным – не правда ли, мои дорогие эстеты?..

Комментариев нет:

Отправить комментарий