понедельник, 18 июня 2018 г.

Предисловие или финал?..

мнимое таинство Евгения Гришковца


Мой друг, давнишний поклонник Евгения Гришковца, не пошел на его очередной спектакль со словами: "Все равно ничего лучше, чем "Как я съел собаку" он уже не напишет!..". Какое-то время любимцу страны удавалось опровергать это сомнительное предположение - я был буквально потрясен его спектаклями "Прощание с бумагой" и "Шепот сердца" (несмотря уже на явные самоповторы!).
 Но вот, кажется, что Евгений Гришковец завис на краю обрыва своего необъяснимого успеха, так как спектакль "Предисловие" - это, на самом деле, настоящий финал. Как еще можно назвать то, что было показано казанскому зрителю?.. Поначалу казалось, что это рассказ о том, как Евгений Гришковец, а точнее его сценическое альтер-эго, познает мир театра и литературы, сам становясь частью этого волшебного мира - но как-то незаметно в ходе спектакля, длящегося бесконечные 2 часа 15 минут (!?), автор скатился на тотальную критику всего и вся.
Кому только не досталось на орехи от Евгения Гришковца!.. Артистам провинциальных театров, оперным певцам, мимоходом - всей театральной классике и театральным завсегдатаям, и все это на фоне гимна... библиотекам - вот храм и религия, которые, оказывается, формировали Евгения Гришковца!..
Затем он вспомнил почему-то четыре "страшных" эпизода его жизни - об армейском самоубийстве своего товарища, о том, как он чуть не потерял палец в армии при разгрузке ящиков, о том, как в него прицельно кинули бутылку в Берлине, и, наконец, о том, как его ограбили мошенники в Москве.
А кого не обманывали? В кого не кидали бутылкой? Кто не лежал на хирургическом столе?..
Когда все это лишено философской обработки и собственного юмора, а наполнено какими-то чрезмерным, совершенно не соответствующим событию трагизмом, то это начинает раздражать: а зачем, собственно, нам всем надо об этом знать?..
Видимо, подспудно понимая, что этот материал явно сырой, мэтр решил повеселить зал, исполнив... номера пантомимы. Но меня это убило окончательно - я никогда не мог себе представить, что увижу 51-летнего мэтра в обтягивающем черном трико. Жалкие попытки зацепиться за потерянную молодость всегда были мне не понятны. Несмотря на привычный для выступлений Гришковца аншлаг в зале, рядом со мной весь спектакль оказалось никем не занятое место - мой друг должен был сидеть на нем, но так и не пришел. И кажется, что, в конечном счете, оказался прав...

Комментариев нет:

Отправить комментарий