воскресенье, 3 июня 2018 г.

"Духов День"

языческие корни православия


"День Пограничника - 2018" прошел на даче Игоря Бандерова в поселке Матюшино в "классическом составе": "сухопутный" пограничник (Игорь), "морской" пограничник (Фанис) и "воздушный" пограничник (я). Только ночью нас посетили гости - благо, что друзья и знакомые все чаще покупают недвижимость на правой стороне Волги. Один из ночных гостей - некий Дима, по виду настоящий бодибилдер, сказал хороший тост: "Когда я увидел вас, сидящих в афганских панамах, то понял, что вы люди 65 и 66 года рождения - а значит, из поколения последних романтиков"...
В ответ мы показали ему сакральное место для наблюдения за звездами на крыше бани Игоря - и это Диму добило окончательно!..

А на следующий день мы пошли смотреть обряд поклонения березе, который в Матюшино на Троицу проводят уже несколько веков - сейчас этот народный праздник проходит под патронажем районных властей. Может быть, не случайно, что именно здесь я встретил... Ильшата Аминова, гендиректора "ТНВ": мы мило пообщались, и я узнал, что у него тоже дом в Матюшино, но на празднике он также почему-то в первый раз. Я встречаюсь с Ильшатом раз в десять лет в самых неожиданных обстоятельствах - и каждый раз остается "селфи" на память.

Обряд проходил следующим образом: толпа прошествовала к дому местного старейшины (бывшего полковника) с просьбой выдать березу - по сути, ее заготовили заранее, но первый вариант был народом категорически отвергнут (уж больно захудалая!), а второй вариант, предложенный старостой, обрадовал всех. С песнями, гимнами и восхвалениями срубленную березу украсили лентами и понесли к центральной площади, где вокруг нее в течение часа водили хороводы с просьбами о дожде. Мы в это время осматривали прилавки с сувенирами и товарами народных промыслов, а также дегустировали местный квас.

Благостность была нарушена в тот момент, когда березу понесли к реке - неожиданно усилился ветер до штормового, березу еле удерживали в руках... Все потянулись к реке, и в этот момент начали происходить мистические вещи: сначала перед нами дорогу перебежал... черный котенок, затем мы нашли на дороге почерневшую монету, а в момент завершения обряда мимо нас по реке прошел красавец-теплоход "Александр Суворов", на котором я в позапрошлом году ходил в Самару. Слишком много совпадений для одного часа!..Завершение обряда состоит в том, что ветки с березы обрывают и уносят с собой в качестве сакрального артефакта, а березу топят в реке, пуская по течению - так что, по сути, это становится неким обрядом жертвоприношения. У меня в этот момент возникло подозрение, что, возможно, первоначально вместо березы в жертву приносили какую-нибудь невинную девицу - у предков с этим, согласитесь, не возникло бы особых затруднений.

В конце концов, наш праздник закончился тем, что мы оказались у местного аборигена, делающего фирменный сидр по древней рецептуре - слабоалкогольный напиток, настоенный на сахаре и травах. Рисковать больно не хотелось - выпили по полстакана и вроде бы остались живы.
По дороге дискутировали о том - насколько все то, что мы видели, является частью православия?.. И как ко всему этому относится церковь?..

Как ни странно, ответы на вопросы я получил уже на следующий день - когда мы посетили праздник "Духов День" на площади перед театром "Экият" на Петербургской. Все то же самое - украшенная береза посреди праздничной площади, и тут же рядом... послушники и батюшка из Храма Сошествия Духа. Более того, праздник-фестиваль проходил под патронажем Казанской епархии - проводился сбор пожертвований и т.д.

Впрочем, от философских размышлений о превратностях христианской веры я быстро перешел к осмотру местных достопримечательностей: во-первых, снова нашел Валеру Леонтьева, бывшего барда, а ныне - пекаря под маркой "Самопек" ("Я покажу вам настоящих кренделей!.."), во-вторых - понаблюдал, как готовят разнообразные вкусности в передвижной русской печи, а в-третьих - зашел в "казачий городок", где казаки учили метать ножи, разбирать АКМ и... драться на палках. Почему-то во всех этих конкурсах самое активное участие принимали женщины от 55-ти и выше - я еле дождался своей очереди. Когда казачий офицер выдал мне 5 ножей, я понял, что облажаться никак нельзя - сзади меня стояло с десяток страждущих адреналина женщин. Но первые два броска получились как у всех - ножи с тупым звоном разочарования отлетали в сторону: я понял, что метают не на силу, а на технику - ослабил руку и метнул запястьем.

И нож вошел в доску, как в масло!.. Казак подошел и тихо сказал мне: "Теперь ничего не меняй..." Я запомнил положение руки и два раза метнул в том же стиле - все в цель!.. Овации женщин и апплодисменты были мне обеспечены!..

Фирменные пирожки, бутерброды с фермерским сыром, чай с мятой - праздник начинал мне положительно нравиться, несмотря на +6 градусов и ветер в лицо.

Но основной фишкой "Духова Дня" была, конечно, музыка - мы с супругой продержались полтора часа, пока окончательно не замерзли, и за это время послушали гостей из Санкт-Петербурга - ансамбль "Этносфера", а также нашу этно-группу "Медвежий угол" - этих ребят я уже слушал на фестивале год назад и был рад обновить впечатления.Их музыка всех заставила пуститься пляс - и холодный ветер только убыстрял движение хоровода: девушки в этнических нарядах, дети и просто случайные прохожие - на секунду мне показалось, что образовалась некая "дыра во времени". Возможно, что-то подобное на этом месте происходило и раньше, тысячу лет назад, а люди просто почувствовали эти вибрации. Жаль только, что это ощущение было мимолетным.
А ночью над городом прошел сильный дождь!..

Видео с выступления этно-группы "Медвежий угол" на https://vk.com/video56147415_456239030.

Комментариев нет:

Отправить комментарий